Истории Каслинского района
Багаряк. Храм. Мост.
Багаряк – одно из первых русских поселений на территории Челябинской области. Село основано в 1688 году, раньше Екатеринбурга, Челябинска и Каслей. В поселке можно увидеть много старых каменных зданий. Часть из них в заброшенном состоянии. Также здесь можно увидеть примечательный каменный мост через реку Багаряк. Мост покрашен в голубую краску и смотрится довольно празднично. А на вершине возвышается старый храм, построенный в 1818г., внутри частично сохранились фрески.
Недалеко от храма находится полуразрушенное здание. Относительно современная постройка, сложно сказать, каково ее назначение. От здания остались лишь стены ржавого цвета.
Местоположение села Багаряк на карте можно посмотреть тут
Как доехать из Екатеринбурга:
Авто: ехать по Челябинскому тракту до Тюбука, затем свернуть налево по указателю на Багаряк. По пути рекомендую заехать в Булзи, осмотреть очень старый, но не потерявший величественность, храм.
Желаю всем приятных маленьких и больших путешествий! (с) Лазукина Женя
Ниже приведу выдержки из представляющей интерес для историков и краеведов статьи "Приходы и храмы Челябинской епархии в Каслинском районе":
"Багаряк – старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVІІ-го в. «Память» оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.
В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.
Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.
Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.
Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками.
Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью, которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.
В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав – не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.
Но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.
Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. – Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. – Гаевский.
В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола – более 5000 душ, все православные, без исключения.
Приходский храм – в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех – престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходорасходные книги с 1818 г.
Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух – престольный холодный – во имя Вознесения Господня, а придельный теплый – во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.
Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, епископом Екатерин-бургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный – во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный – во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты – под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г.
Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.
Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.
Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет. Главное занятие прихожан – земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное. Некоторые из прихожан занимались ремеслом и торговлей, выделкой кирпича, работали на рудниках и заводах.
Несмотря на благоприятные условия ведения сельского хозяйства, экономическое благополучие прихода незавидное. В глаза бросается бедность и нужда, чем довольство и достаток. Много домохозяев, имеющих из рабочего домашнего скота одну лошадь и корову. Немало и таких, у которых кроме жилья, кое-как сколоченного, за душой нет ничего. Грамотных в приходе немного из-за недостатка мест в школах.
Религиозность и стремление к нравственно-доброй христианской жизни прихожан в те годы заметно усилилась. Вероятно, этот подъем совершился под влиянием пережитого народом бедствия: неурожаев и голодовок в течение нескольких лет кряду. Храм божий посещается усердно, посты соблюдаются свято, религиозные праздники чтятся. В Пасху, в храмовые и двунадесятые праздники храм бывает переполнен. Проведение храмовых праздников у прихожан имеет свои особенности. В эти дни к прихожанам приезжает много родственников, знакомых. Обычай проводить праздники в кругу родных, сам по себе ничего плохого не заключающий, с другой стороны, заслуживает порицания, тем более, что угощение водкой не всегда бывает в меру. Бывает, что любители выпить кончают праздник полнейшим разгулом. Впрочем, в последнее время такое нехристианское поведение наблюдается все реже, а подавать водку гостям в некоторых домах перестали. С некоторыми праздниками у прихожан связаны особые представления, сложившиеся на почве народных традиций. Так, в Духов день, следующий после Троицы, землю считали «именинницей», копать ее в этот день – великий грех. В день святых мучеников Флора и Лавра – праздник скота, не работают на лошадях.
Религиозность прихожан особенно проявляется в общественных молитвах во время крестовых ходов, которые обязательно проводятся на полях по окончании сева или отсутствия дождей, в Рождество Христово, Пасху, Троицу, Вознесение Успенье Богородицы. Почти в каждом доме проводятся молебны с чтением акафистов святым. На 3-й, 9-й, 40-й дни и в годину после смерти устраивались поминальные обеды, раздавались милостыни. С большим усердием проводилась вселенская родительская суббота - Радуница. При похоронах сохранился обычай причитать в голос над телом умершего. Относительно самоубийц придерживаются вполне христианских обычаев, что они не достойны христианского погребения. При всеобщей религиозности, однако, большинство прихожан все еще продолжает оставаться со скудными знаниями и святой вере и Богослужении.
Ввиду доброго урожая 1893 г. и, особенно 1894 г., у церковно-приходских попечителей появились собственные средства. В эти годы ими было собрано разного хлеба 380 пудов и деньгами кружечного сбора и пожертвований – 126 рублей. В эти годы была выстроена новая железная ограда церкви взамен старой и сделан порядочный ремонт снаружи храма: побелка, окраска храма и церковной ограды. С 1894 по 1899 гг. было совершено переустройство главного холодного храма по проекту Козлова и Дютеля: боковые ходы из теплых приделов были заложены, а вместо них в капитальной стене устроена широкая арка. При этом, холодный храм был обращен в теплый через устройство калорифера, вторых рам и дверей.
Багарякский приход имел причт (штат служителей): 2-х священников, дьякона, псаломщика. Из прихожан избирался церковный староста и церковный совет. Церковнослужители храма осуществляли духовное и нравственное воспитание людей, содействовали сохранению и соблюдению нравственной веры. Церковь была не только местом для отправления обрядов, но также политическим и общественным центром.
С переходом страны к капитализму священнослужители стали включаться в коммерческую деятельность. По инициативе причта Багарякской церкви в селе был организован рынок. Доходы от торговли на рыночной площади и в лавках Багаряка поступали в пользу храма. Многие из церковнослужителей за служение Богу и людям заслужили награды. Багарякский священник, настоятель церкви Вознесения Господня Архангельский П.И. в 1915 г. удостоен почетной награды православных священников - «камилавки» (высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор), и награжден Орденом Анны 3-й степени. Заслуженным авторитетом и уважением у Багарякских прихожан пользовались диаконы Мухин Николай Васильевич и Ляпустин Василий Иванович. Прихожане заботились о содержании как храмов, так и их служителей. Они делали добровольные приношения при богослужении и за требоисправления. В Багаряке в 1890-е гг. платили: за крещение и отпевание младенца 30-40 коп., за отпевание взрослого 0,5-2 руб., за поминовение на литургии, за литию 2-20 коп., за панихиду 30-50 коп., заупокойные литургии 1-1,5 руб., за венчание 3-5 руб., за свидетельства метрические о рождении, смерти и предбрачные 0,5-4 руб., за молебны в церкви 2-5 коп. и на дому 0,2-1 руб., за исповедь 1-5 коп. За службу неплохое содержание получали церковнослужители прихода. Жалование с 1884 г. в храме с. Багаряк составляло в год: первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 94 руб. 08 коп., псаломщику (их тогда было два) по 47 руб. 04 коп.; всего 329 руб. 28 коп. Законоучителям- священникам платили в год от 60 до 100 руб., учителям, исполняющим обязанности законоучителя 480 руб., прочим учителям 240-410 руб., помощникам учителей 180 руб.
С приходом советской власти в 1918 г. вышел декрет «Об отделении церкви от государства». Вся земля, в т. ч. и монастырская, национализировались. Начались гонения на храмы и их служителей. Но прихожане продолжали верить в Бога, придерживаться устоявшихся традиций. Служба в Багарякском храме исправно осуществлялась до 30-х годов прошлого столетия. В 1918 г. колчаковцами были расстреляны священники багарякского прихода Беляев П.В. и Миропольский А.С. Вступление отрядов Красной армии в Багаряк произошло в день Казанской Божьей Матери, 4 ноября 1919 г. и сопровождалось настоящим боем. Белые в нескольких местах в Багаряке поставили пушки для отстреливания наступающих красных, которые тоже обстреливали Багаряк. Но особого вреда эта перестрелка не принесла, кроме того, что от выстрелов поставленной рядом с церковью пушки, в храме сотрясались стены, соскочила штукатурка и выбиты стекла. Белые вынуждены были отступить, отряды красных заняли Багаряк и утвердились в нем.
С приходом Советской власти церковная служба в Багарякском приходе продолжалась. По воспоминаниям ветерана - учительницы Багарякской школы Исаевой Зинаиды Семеновны, церковь была закрыта только в 1932 г. В ней открыли тогда клуб и библиотеку. По высоте здание было перекрыто на два этажа, т.к. топить высокое здание было трудно. В годы ВОВ на втором этаже две комнаты были отданы под классы средней школы.
В начале 30-х гг. в Багарякском районе началась насильственная коллективизация. В 1930-1933 гг. только из одного Багарякского района было выселено 1304 крестьянских семей. Если считать, что в среднем в каждой семье по тем временам было 5-6 человек, то высланных за пределы района было около 7000 человек. С этого же времени начинается повсеместное закрытие и разрушение храмов и гонения на верующих православных крестьян."